Украинская борьба с «Русским миром» – борьба с собой

Украинская борьба с «Русским миром» – борьба с собой

В конце марта 2021 года депутаты от президентской партии «Слуга народа» внесли в украинский парламент законопроект «об осуждении идеологии русского мира».


Украинский законопроект клеймит «русский мир» как «родственную форму национал-социализма», обвиняет его в «собирании земель» и «создании из России государства-цивилизации», которая несет на себе миссию объединения всех русскоязычных на основе империализма традиционного образца (самодержавия, православия, народности). Без шуток, так и пишут!


Не случайно, кстати, акцент особенно сделан на православии. Православие - вообще вечная болезненная заноза в украинской идентичности. При том что действующая на территории этого государства Украинская православная церковь (находящаяся в каноническом единстве с Московским патриархатом) подчеркнуто дистанцируется от политики. Священноначалие не ведет никакой «пропаганды русского мира», оставляя тем самым мозги своих простых прихожан беззащитными перед официальной украинской идеологией.


Однако церковь и её прихожане все равно являются самым стабильным консервативным фактором украинского общества. При этом настроенным к России и русским доброжелательно. А иначе не может быть. Потому что вся история, весь дух, все до одного храмы и памятники свидетельствуют только о единстве. Все до одного православные святые всегда считали Русь единой страной. Даже во времена оккупации Киева Речью Посполитой. Невозможно открыть летопись, созданную в любое время киевскими монахами, и не увидеть слов: «Отсюда есть пошла Русская Земля».


Недаром столько внимания русофобы уделяют попыткам создания альтернативных церковных организаций. Самая исторически удачная и продолжительная попытка – это создание унии, «греко-католической церкви», с формально православными обрядами, но подчиняющейся Папе Римскому. Она была создана в 1596 году для отрыва русского населения Речи Посполитой от православия. В те годы казаки и крестьяне Малой Руси крепко стояли за общерусское единство и за веру, и греко-католики остались сугубо локальной структурой в Галиции, существовавшей только благодаря поддержке польских, затем австро-венгерских властей.


В последующие исторические периоды униаты «доставались из рукава» в моменты великих потрясений, продолжая извечный натиск на веру и менталитет православных Юго-Западной Руси. В годы Первой мировой греко-католики приняли активное участие в геноциде русинов Галиции – галичан и закарпатцев, считающих себя единым народом с остальной Русью. Сформировали под австрийским руководством «легион сечевых стрельцов» для борьбы против России. В годы Второй мировой – стали капелланами дивизии СС «Галичина».


Самым большим успехом униатов стала роль в государственном перевороте на Украине 2014 года. Во Львове и даже в Киеве униаты стали хребтом уличных акций. Задолго до Майдана не один и не два года в стенах учебных заведений греко-католической церкви формировались идейно-организационные структуры, экспертные и медийные группы, направленные на реализацию государственного переворота. С началом гражданской войны в Донбассе сотни униатских «капелланов» ринулись окормлять украинские войска и карательные формирования, полностью вытесняя оттуда священников канонической православной церкви.


Однако, даже несмотря на колоссальное политическое влияние и полную поддержку Запада, украинским греко-католикам так и не удалось стать по-настоящему народной, культурообразующей религиозной конфессией на территории Украины. Они не смогли заменить народную православную традицию. Люди «от сохи», простые сельские бабушки не увидели в униатах «своих».


Именно с этим связаны танцы всех украинских властей вокруг «томоса», то есть попытки получить независимую, не связанную с русским православием, свою «православную церковь». Больше двух десятилетий таковую тщился изображать самозванный «Патриарх Киевский», расстрига Михаил Денисенко. Свой «Киевский патриархат» он создал при активной поддержке украинского президента Кравчука, уведя в свою пользу общецерковную кассу.


Однако народ оценил активистов «Киевского патриархата» как самосвятов и аферистов. И вполне заслуженно, так как о какой-то духовности не могло быть речи в конфессии, где каждый – от «патриарха» до «монаха» – прекрасно понимал, что ни к какой церкви, к духовности их политико-коммерческая группировка отношения не имеет. Да и смеялись над самозванцами везде, в любом православном приходе мира, не пуская даже на порог.


Это захотел изменить очередной президент Украины Петр Порошенко с помощью Константинопольского патриарха Варфоломея, находящегося под контролем турецких, а главным образом американских спецслужб. Варфоломей контролирует не полноценную православную церковь, а сеть приходов, хаотично разбросанных в странах Запада, преимущественно в США.


В итоге Порошенко получил от Варфоломея «томос» - документ, признавший существование некой церковной группировки на Украине, находящейся в подчинении Константинопольского патриархата. В эту группировку под названием «ПЦУ» были сведены те же украинские аферисты и самосвяты. Только они получили некое «признание» от Варфоломея, позволившее им все-таки посещать некоторые православные епархии за рубежом и называться там «священниками» и «епископами».


Однако, несмотря на пропаганду и помощь госресурса, и она не стала своей для православного народа на территории Украины. Да, в ее состав перешли несколько десятков приходов, главным образом под давлением местных властей и состоящих из особо национально озабоченных прихожан, не имеющих иммунитета перед украинской военной пропагандой.


В целом же ситуация осталась прежней. Каноническая Украинская православная церковь под руководством Митрополита Онуфрия сохранила свои позиции в народе и свои святыни. Только эта церковь на территории Украины может самостоятельно собирать многотысячные акции и крестные ходы в свою поддержку. Делает она это не часто, в основном когда происходят попытки со стороны украинского государства запретить церковь, например, перерегистрировав её, и попутно лишить всего имущества – храмов и монастырей. В прошлый раз это делалось под соусом закона, принятого в 2018 году, о принудительном переименовании религиозных организаций Украины, «центр которой расположен в стране-агрессоре». С 2019 года вопрос переименования УПЦ приостановлен в судебном порядке.


Авторы нового законопроекта о «запрете идеологии русского мира», очевидно, пытаются нанести новый удар по церкви. В частности, законопроект определяет в качестве пропаганды русского мира «использование религиозной риторики», включая «пропаганду ценностей православной цивилизации», «отрицание независимости Украинской православной церкви и использование постулата о духовном единстве двух братских народов». Вот так! Говоришь о духовном братском единстве – нарушаешь украинский закон! Более того, текст запрещает говорить даже о наличии общей для Украины и России генеалогии! Рюриковичи, что называется, на выход. Не говоря о миллионах простых граждан.


Законопроект предполагает дать право Совету национальной безопасности и обороны Украины прекращать деятельность юридических лиц, политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, по обвинению в пропаганде или поддержке идей русского мира. Ведение учета физических и юридических лиц, «пропагандирующих русский мир», возлагается на СБУ. А любые активы, которые могут быть использованы для пропаганды русского мира, согласно законопроекту, должны быть отобраны в пользу национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и иных преступлений.


Законопроект в очередной раз подтверждает то, что украинским властям так и не удалось создать в народе общую для всех антирусскую идеологию. Точнее синтетическая идеология украинства создана, но её искусственность не получается по-настоящему обосновать ни многолетними усилиями украинской науки и образования, ни нынешней пропагандой оголтелой русофобии «из каждого утюга».


Фактически проект просто дополняет существующие законы, запрещающие пропаганду и символику «коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине». Понятно, что слова «национал-социалистического» в украинских нормативных актах – это формальность. «Запреты» на нацистскую символику не мешают переименовывать улицы на территории Украины в честь официально подтвержденных преступников и карателей времен Великой Отечественной войны. Открывать им доски и памятники. И проводить всё это в сопровождении массовки в форме солдат эсэсовских дивизий и коллаборационистских карательных формирований.


Первая волна украинского пересмотра истории сопровождалась антикоммунистическим пафосом. Мол, свалим памятники коммунистическим вождям и переименуем переименованные ими города и улицы – и немедленно вернется «национальная память». Свалили и переименовали. Не вернулось ничего. В том числе потому, что на самом-то деле идеология и практика коммунистической власти на Украине 1917-1991 годов ничем украинству мне противоречила. Наоборот, советская украинизация это украинство постоянно активно навязывала и утверждала. Пусть и в советской, «дружбанародной» форме.


«Идеология русского мира», русский мир, русскость, сами понятия Руси и русской земли – это настолько глубокие, основополагающие понятия для того, что мы привыкли называть Украиной, что никак стереть их из исторической памяти и из менталитета невозможно.